Электронная коммерция

электронная коммерцияЧто такое электронная коммерция? 

На сегодняшний день этот вопрос более чем актуален. Поэтому уместно такое определение: это любая разновидность сделки, которая характеризуется отсутствием физического контакта и вещественного обмена между сторонами-участниками. Такая сделка заключается только электронным путем.

Данную дефиницию можно признать наиболее верной. Но все же она не может передать «мятежного» духа, характерного для электронной коммерции. Поскольку она является новым вариантом ведения бизнес-процесса, требующего новаций в области технологий.

Бизнес нового времени отличается непрерывным наращением возможностей поставщиков, постоянным разрастанием конкуренции в масштабе всего мира и ростом уровня запросов клиентов. Потому фирмы стараются изменить методы организации бизнеса и контроля: стираются грани, существовавшие между разными подразделениями одной фирмы, руководство отрицает ранее практиковавшийся иерархический принцип. Из этого вытекает и облегченная форма контактов предприятия с поставщиками, клиентами и конкурентами. Все это говорит о выходе рабочей процедуры компаний за рамки, ранее установленные. Примеров вышеописанного – масса. Причем, в модернизацию часто вовлекаются снабженцы и заказчики.

Электронная коммерция, о которой идет речь в данной статье, как раз и дает возможность содействия подобным переменам в широком масштабе. Она помогает фирмам плодотворно и вариативно воплощать операции, связанные с внутренней политикой компании, а также своевременно реагировать на клиентский спрос и выстраивать плотный контакт со снабженцами. Электронная коммерция позволяет бизнес-предприятию осуществлять выбор самых надежных поставщиков по всему миру и наоборот: удерживать востребованность производимых товаров на мировом рынке.

Подробнее стоит сказать о таком виде электронной коммерции, как электронная торговля, предполагающая наличие поставщика и клиента, который приобретает товар или услугу за определенную сумму.

Такая частность, как розничная электронная торговля, мыслится как контакт с заказчиком-потребителем, но не с заказчиком-фирмой.

Оговоримся: данные примеры – виды соглашений и бизнес-операций, которые можно провести электронным способом.

В роли примера можно говорить и о безвозмездной передаче сведений внешнему предприятию или о внутренних контактах какой-либо фирмы.

Не секрет, что в электронной коммерции происходит непрерывная смена технологий. А потому те предприятия, которые смотрят на нее как на приложение к устоявшимся методам ведения дела, как правило, извлекают лишь часть возможной прибыли. Те учреждения, которые желают так поменять структуру работы, дабы целиком использовать наработки электронной коммерции, приобретут весомые преимущества.

Электронную коммерцию условно делят на четыре категории:

1.           бизнес – бизнес (B2B):

В качестве примера, подходящего для данной категории, можно говорить о фирме, которая пользуется интернет для осуществления заказов снабженцам, получения документов и совершения оплаты. Последние несколько лет – время формирования данного вида электронной коммерции. В этот период фрагментарно использовалась технология электронного обмена информацией (Electronic Data Interchange): в сетях индивидуальных или предлагающих добавочные услуги (Value Added Networks).

2.           бизнес – администрация (B2A):

В этой категории уместно говорить обо всех договорах, заключенных предприятиями и правительственными органами. Так, скажем в нашей стране сведения, касающиеся планов правительства на те или иные закупки, размещаются в Сети. Это значит, что фирмы имеют возможность отправить бизнес-предложение по электронной почте. И все же категория стоит еще на начальных ступенях своего развития. Быстрый рост станет возможным тогда, когда органы административной деятельности воспользуется имеющейся возможностью поддержания и продвижения электронной коммерции. Вкупе с оповещением о необходимых закупках правительство может предложить и электронный обмен в процессе совершения сделки: напр., возвращение налога на добавочную стоимость.

3.           бизнес – потребитель (B2C):

Говорить о представленной категории следует в русле розничной электронной торговли. Увеличение объемов данной категории связано с возникновением www. В настоящее время Сеть располагает большим числом магазинов, которые предлагают разнообразную продукцию: от карандаша до личного самолета.

4.           потребитель – администрация (C2A):

Очень жаль, но названная категория пока не имеет отношения к реальности. И все же с расширением категорий «бизнес – администрация» и «бизнес - потребитель» правительство будет в силах интенсифицировать электронное взаимодействие. Например, в сфере социальных компенсаций.

Параллельно оговорим следующие возможные формулировки: business-to-business, business-to-administration, business-to-consumer, consumer-to-administration.

За короткое время (несколько лет) электронная коммерция развилась из EDI-системы, позволяющей производить лишь обмен электронными данными, в цельную интернет-ориентированную разработку. Ее функция – автоматизация широкого перечня бизнес-контактов. Компании, плывущие в русле инноваций, принялись размещать в интернет странички, работающие по схеме «кликни мышью и смотри» все новые данные, которые отсылались приложения клиента и той системы, что отвечала за решение бизнес-задач.

Логично утверждать, что Сеть и электронный бизнес связаны. Так, в 1994 году, когда развитие электронной коммерции только стартовало, фирмы боролись за присутствие в Сети. 1998 г. – 2 этап развития. Выгода была небольшой, но предприятия учились вести бизнес-процессы с помощью интернет. А с началом нового века, в 2000 г., вся экономика воплотилась в цифрах, бизнес начал подсчитывать доходы от пользования возможностями Сети. Таким образом, электронная коммерция пережила три закономерных этапа своего развития.

Сейчас интернет – это своеобразный склад, где каждая папка данных имеет свой инвентарный номер. Развитие технических устройств идет по пути обязательного наличия интернет-доступа: всем известное средство общения ICQ, видеоконференции.

Предприятия, добившиеся успеха на рынке товаров и услуг, возлагают на интернет обязанности по укреплению связей с партнерами, усовершенствования обязательств перед клиентами. Они применяют передовые сервисы Сети, дабы войти в нее для ведения эффективной внутренней политики или продемонстрировать коммерческие предложения. Потому меняется и интернет. Он приобретает сервисную направленность: представлен полный перечень виртуальных отношений среди фирм, фирм и заказчиков, между несколькими компаниями, их работниками.

На базе указанных компонентов каждая современная команда стремится создать центральную точку, вокруг которой концентрируются отделы снабжения, сбыта, маркетинга и сервиса. Построение такой системы – одна из основных задач тактического толка. Причем, данная модель должна легко меняться в связи с изменением условий работы фирмы, особенностей спроса и предложения, а также в связи с переходом фирмы на новый уровень (например, при увеличении штата или расширении сферы товаров и услуг).

Электронная коммерция призвана поддерживать внешние деловые контакты. Именно поэтому она активно использует Сеть для осуществления бизнес-операций между компанией и клиентом (категория «бизнес - потребитель») или между двумя компаниями (категория «бизнес - бизнес»).

Сеть можно сравнить с большим магазином будущего. В интернет можно узнать какие-либо сведения о требуемом товаре и заказать его в режиме он-лайн. А пока общество лишь на подходе к массовому пользованию подобными услугами. И все же Сеть имеет огромное число «поклонников». Так, представители одного из административных учреждений США обнародовали следующие данные: в 1999 году чуть менее половины пользователей Сети покупали товар в режиме он-лайн. В 2000 году общее число пользователей выросло почти на 80%. Соответственно, увеличилось число покупок. Тем более что купить в интернет можно как книги и продукты питания, так и недвижимость.

Но электронная коммерция – не только возможность совершать бизнес-операции через Сеть. Сегодня можно говорить о других составляющих данного явления: в первую очередь, рекламные кампании. Далее идут коммерческие операции и перевод денег через Сеть, а также поддержка покупателей. В итоге электронная коммерция – это не только покупка и продажа услуг и товаров. Это процесс удержания имеющегося уровня доходности с помощью формирования спроса на продукцию фирмы, предложения сервиса после осуществления сделки и последующего обслуживания покупателей.

Отдельно поговорим о рекламе.

Организация «Jupiter Communications» обнародовала следующие данные: в течение пяти лет (с 2000 по 2005 гг.) на покупку товара, о котором потребитель был осведомлен с помощью Сети, расходы увеличивались таким образом, что от 235 миллиардов долларов дошли до чуть более чем 830. Если следовать этой логике, то можно предположить, что к 2010 году объем покупок, совершенных под влиянием Сети, превзойдет порог 70%. Ведь уже сегодня подавляющее большинство пользователей изучает предложение через интернет и идет за покупкой в магазин, либо делает заказ по телефону.

Исследования компании «Internet Commerce Briefing» показывают, что в 1998 году около сотни фирм, занятых электронной коммерцией, работали по следующим направлениям:

- создание рекламных кампаний, поиск формы предоставления рекламной информации (текстовая, баннерная – с помощью Java, DHTML, VRML и HTML) и места для ее размещения (тематические серверы, рассылка, известные рекламные сети).

- предоставление информации о коммерческом сайте на новостных;

- внесение данных о сайте в популярные поисковые системы;

- оптимизация сайтов для поисковиков;

- предоставление данных статистики о процессе развития рекламной кампании.

Стоит подробнее сказать о внесении данных о сайте в популярные поисковые системы, поскольку этот способ считается наиболее действенным. Ведь чаще всего пользователь идет на тот сайт, который нашел в результате работы с поисковиком или каталогом. Определенные фирмы считают верным шагом торговлю рекламными местами на своих Web-страницах, либо процесс обмена баннерами (то есть свои размещают на чужих страницах, а чужие – у себя).

Существуют и другие способы информирования потенциальных покупателей. Например, участие в чатах, конференциях, попадание в рейтинг, обмен ссылками, размещение статей в электронных СМИ, программах партнерской и спонсорской поддержки, использование возможностей «досок» объявлений. Участие в названных мероприятиях – залог крепких и надежных связей с имеющимися и потенциальными клиентами.

Обнародовать сведения о бизнес-предприятии можно с помощью создания предметных сетевых сообществ (тематических), а также с помощью фигурирования в созданных другими компаниями. Это отличный шанс прорекламировать возможности компании. Получается, что члены сообществ выступают в роли агентов по рекламе.

Но не только размещенная в Сети реклама является двигателем торговли. Не стоит забывать о привычных методах:

- презентация деятельности фирмы, товаров и услуг перед аудиторией в режиме оффлайн;

- реклама на страницах печатных средств массовой информации (журналы, книги, газеты);

- пользование рекламными возможностями радио и телевидения;

- наружная реклама (плакаты, щиты, билборды, бигборды, медиа-экраны и др.)

- физическое участие в тематических семинарах и конференциях, форумах; организация встреч;

- спонсорское участие в проведении различных конкурсов, концертов, соревнований.

Самой высокой эффективностью обладает телевизионная реклама. Однако и затраты предполагаются самые большие. Вариант подходит только для фирм, уже получающих неплохие доходы от своей деятельности. Компании более мелкого формата предпочитают радийную рекламу.

Естественно, лишь сочетание традиционных и электронных способов подачи рекламной информации способно принести максимальную пользу. Однако это не панацея. Необходимо не один раз просчитать соотношение предстоящих расходов и возможной прибыли.

На сегодняшний день большая часть рекламного бюджета уходит в оплату традиционных методов распространения информации.

Цифровая реклама предлагает определенные услуги, товары. И она должна быть сделана так, чтобы покупатель захотел приобрести то, что видит на страничке. Поскольку пощупать, понюхать и примерить товар невозможно, реклама старается вызвать доверительное отношение к этой вещи. Этой цели служат такие средства, как видеоролики, звуковые эффекты, яркие изображения. И, конечно же – продукты 3D-графики, позволяющие изучать внешние и внутренние особенности товара, перемещать его. То есть создается интеллектуальная модель.

Поговорим об этой технологии. Все предпосылки к ее созданию по времени относятся ко 2 половине 90-х гг. техническими предпосылками появления 3D-графики являются кабельное TV, спутниковая связь (то есть достижения технологий телекоммуникации). Есть еще и предпосылки программного толка. Это наличие VRML – языка дескрипции искусственного мира Сети.

Развитие электронной торговли – одна из наиболее важных практических предпосылок.

Покупки через Интернет, оплата услуг телефонии и провайдеров с помощью электронного кошелька, заработок в Сети  - все это привлекает пользователей своим удобством и легкостью использования. А это значит, что сегмент электронной коммерции ждет бурный рост и развитие.